Расчётная палата раскритиковала программу предоставления “тёплых кредитов”

На Государственную целевую экономическую программу энергоэффективности и развития сферы производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива на 2010-2020 годы в течение 2016-2018 годов использовано из бюджета более 2 млрд гривен. Воспользовались "теплыми кредитам" за этот период 240 тысяч заемщиков, это почти 86 % населения.
Об этом говорится в отчете о результатах аудита эффективности использования средств государственного бюджета на выполнение Государственной целевой экономической программы энергоэффективности и развития сферы производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива на 2010-2020 годы, сообщает пресс-служба Счетной палаты Украины.
Аудитом установлено, что несмотря на изменение социально-экономических факторов, цель, задачи и ключевые показатели Государственной программы не уточнялись и не пересматривались, а изменения вносились только в части продления срока действия, сокращения мероприятий и перекладывания расходов на государственный бюджет.
В 2016-2018 годах целевые показатели Государственной программы выполнены частично - только одна задача из трех, а именно уменьшение объема технологических затрат и непроизводственных потерь энергоресурсов в результате модернизации оборудования, внедрения современных энергоэффективных технологий, совершенствование системы государственного управления и популяризации энергоэффективности. Государственная программа не содержит результативных показателей фактического количества промышленных объектов и жилых домов, которые в первую очередь подлежат проведению мероприятий по энергосбережению. Это делает невозможным осуществление расчета объективной и обоснованной потребности в объемах финансирования, необходимых для достижения определенной цели.
Оценка влияния выделенных государством средств на социально-экономическое развитие Украины Государственным агентством по энергоэффективности и энергосбережению Украины осуществлялась недостаточно объективно, поскольку базировалась исключительно на результатах опроса домохозяйств и ОСМД / ЖКХ, которые уже воспользовались "теплыми кредитами".
Ряд существенных недостатков обнаружился на этапах планирования и использования бюджетных средств, предусмотренных для реализации мероприятий Государственной программы. Так, Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, как главным распорядителем бюджетных средств, не обеспечено надлежащее управление в пределах установленных бюджетных полномочий, организации и координации работы Госэнергоэффективности и Фонда энергоэффективности. В частности, ненадлежащее планирование объемов и направлений расходов по бюджетным программам "Функционирование Фонда энергоэффективности" и "Реализация Государственной целевой экономической программы энергоэффективности" привело к дальнейшему перераспределению средств в пределах общего объема бюджетных назначений Минрегиона в течение 2017-2018 годов.
Из предусмотренных по бюджетной программе 2 млрд грн на функционирование Фонда энергоэффективности, часть (400 млн грн) перераспределены для финансирования мероприятий Государственной программы в 2017-2018 годах. В 2018 году 1500000000 грн государственного бюджета направлено на формирование уставного капитала государственного учреждения "Фонд энергоэффективности" с целью обеспечения его функционирования. Вместе с тем, указанные средства на осуществление уставной деятельности не использовались.
Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете на выполнение мероприятий Государственной программы, нуждается в пересмотре, в частности по формированию сводных реестров заемщиков в электронном виде и фиксирования даты получения уполномоченным банком подтверждающих документов.
Неуказание такой даты дает возможность банкам по собственному усмотрению определять срок включения заемщика в сводный реестр, что может приводить к дополнительной финансовой нагрузке на заемщиков - уплате процентов за пользование кредитными средствами, и влиять на уменьшение доли государственной поддержки.
Целевое использование кредитных средств Госэнергоэффективности должным образом не анализировалось. Счетная палата по результатам анализа лишь 0,01 % дел заемщиков установила риски непродуктивного использования средств госбюджета и безосновательного возмещения заемщикам части суммы кредита.
Нормативно-правовая база, регулирующая реализацию Государственной программы, устарела и требует усовершенствования. В частности, положения Закона Украины "Об энергосбережении" не соответствуют Закону Украины "О центральных органах исполнительной власти" в части перечня центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере энергосбережения.
Кроме того, Закон Украины "Об энергосбережении" предусматривает функционирование двух фондов, подобных по статусу и функциям, поскольку с принятием Закона Украины "О Фонде энергоэффективности" к нему не внесены изменения в части исключения положений о Государственном фонде энергосбережения.
По результатам аудита Счетная палата рекомендует Минрегиону обеспечить действенный контроль за использованием средств, предусмотренных в государственном бюджете для осуществления задач и мероприятий по реализации Государственной программы. Также предложено обеспечить надлежащее управление бюджетными средствами в части организации и координации работы Госэнергоэффективности и Фонда энергоэффективности с целью предотвращения дублирования функций.